3 октября 2012 г.

В поисках ответа на вопрос «Кто же он – покупатель интернет-магазина, каковы его привычки и где он обитает?» мы обратилась к различным исследованиям потребительского рынка электронной коммерции. Подведем некоторые итоги, которые, надеемся, помогут владельцам новых интернет-магазинов установить наиболее продуктивные отношения со своими потенциальными покупателями.

Конечно, оборот e-commerce далек от оффлайн-торговли, но темпы роста значительно превосходят показатели последней и составляют 30-40% в год. Как и следовало ожидать, наиболее активные онлайн-покупатели находятся в столицах, хотя их количество увеличивается гораздо сдержанней (около 25% за год), чем в регионах (около 40% за год). Возрастающий интерес последних к онлайн-покупкам объясняется тем, что ассортимент доступных  оффлайновых магазинов далек от совершенства, в то время как выбор в интернет-магазинах зачастую интересней и выгодней. К тому же происходит это на фоне общего распространения интернета в массы. 


- Каждый 3 пользователь совершает покупки через Интернет, и интерес к он-лайн покупкам устойчиво растет

- Доля регионов в интернет-покупках составляет около 2/3 и продолжает увеличиваться. 

- Интернет-магазины, успешно решившие вопрос с доставкой товаров в другие города и регионы имеют лучшие перспективы.


Помимо этих цифр, вселяющих оптимизм, остановимся на конкретных предпочтениях поклонников интернет-покупок. Понимание того, как ведет себя покупатель и что влияет на его решение, какие источники информации наиболее авторитетны для него – все это очень важно, если вы хотите заработать. 


Женская и мужская аудитории поделили общее число интернет-покупателей на приблизительно равные части, конкурируя между собой в зависимости от направления интернет-магазинов. Естественно, что парфюмерию, одежду и детские товары больше покупают женщины. Мужчины интересуются техническими товарами, бытовой техникой или строительными материалами и инструментами. Женщины покупают чаще, но предпочитаемые мужчинами товары дороже, благодаря чему средний чек покупки мужчин выше. 

Кроме того, покупательниц более отличает недостаток доверия к безналичным платежам, и наиболее выраженная способность к спонтанным покупкам: «Раз уж привезут платье, закажу себе еще и нижнее белье. Заодно на доставке сэкономлю…» 

Что касается доставки: примерно 70% всех пользователей совершают свой выбор в пользу покупки в том или ином интернет-магазине благодаря бесплатной доставке. Поэтому, если вы не являетесь владельцем транспортной компании и решили заработать на доставке, советуем еще раз подумать.

Активно практикуют онлайн-шоппинг пользователи в возрасте от 18 до 35 лет. Использование социальных сетей для многих представителей этой возрастной категории стало ежедневной практикой. Вконтакте любят посидеть около 70% пользователей до 35 лет, а в Одноклассниках 60%. При этом количество молодежи до 25 лет Вконтакте больше - примерно четверть всей аудитории ресурса. Многие покупатели состоят в группах предпочитаемых марок товаров или оффлайновых магазинов, отслеживая новую информацию о них в новостях в своем профиле. 


- Возраст самых активных покупателей от 18 до35 лет с достатком более 30 000 рублей на каждого члена семьи.

- Порядка 80% россиян старше 10 лет в городах с населением от 100 000 используют социальные сети.


Наиболее популярным способом выбора интернет-магазина остается обычный поиск, откуда приходят около половины всех покупателей. На то, откуда приходит другая половина, существенно влияет тематика интернет-магазина. Яндекс.Маркет и аналогичные сервисы сравнения товаров и цен эффективны для продвижения электроники, бытовой техники и строительных товаров. Для выбора товара в названных категориях и поиска нужного интернет-магазина  эти сервисы используют порядка трети пользователей.

Исследовательское агентство Data Insight 

 

Большое значение отзывам и рекомендациям знакомых придают покупатели ювелирных украшений, одежды и обуви, парфюмерии и косметики, продуктов питания, а также автозапчастей и аксессуаров (четверть и более покупателей). Владельцам интернет-магазинов этих товарных категорий рекомендуем уделить пристальное внимание сервису и бонусной системе при покупке. Покупательница, получив удовольствие от общения с сервисной службой и доставленный в удобное место заветный пакет с набором всевозможных косметических штучек плюс подарок за покупку, обязательно при случае расскажет всем своим подругам про ваш замечательный магазин. К тому же треть покупателей вышеперечисленных товаров становятся постоянными.

Исследовательское агентство Data Insight 

 

У покупателей с большим стажем совершения интернет-покупок (более 3-5 лет), тенденция к выбору товаров с помощью поисковика начинает снижаться, как, впрочем, и покупка по рекомендациям. Эти способы уступают место верности пользователей любимым интернет-магазинам, в которых они покупали ранее и остались довольны – данный показатель стабильно растет.

- Около половины всех пользователей пользуются поисковиками для выбора интернет-магазина.

- Опытные онлайн-покупатели выбирают интернет-магазину по принципу «покупал там ранее».

Все это еще раз подчеркивает важность каждого этапа в работе интерет-магазина. Уделите большое внимание сервису, вежливой работе консультантов, быстрой и своевременной доставке, и, конечно, качеству ваших товаров. Возможно, купив не самую свеженькую дыньку в киоске за углом своего дома, кто-то как-нибудь потом купит там килограмм картошки, поскольку в другой киоск бежать просто некогда. Но в интернет-магазин в подобной ситуации вряд ли обратятся повторно. 

 

Для материалов статьи использованы данные исследований компаний:
Data  Insight 
PricewaterhouseCoopers (PwC)