Slon.ru 11 сентября 2012 г.
Самый динамично растущий и успешный бизнес в сфере торговли можно построить, сделав ставку на онлайн, парфюмерию или ювелирку, – такой вывод можно сделать из исследования финансовых результатов международных и российских ритейлеров, опубликованного «Центром стратегических исследований (ЦСИ) ENTER».
Начнем с приятной новости. Россия наравне с Китаем является лидером по приросту выручки у крупнейших ритейлеров, правда, уступает ему по показателю рентабельности валовой прибыли, которая в Китае составляет 42%, а у нас – 32% (аналогичный показатель в Европе). На это мог повлиять тот факт, что в Китае присутствуют многие международные ритейлеры, которые пока предпочитают обходить российский рынок – например, Carrefour и WalMart. В крупных компаниях, как правило, более совершенные бизнес-модели, хотя не исключено, что свою роль сыграли и другие факторы, например, конкуренция и покупательская способность.
Прирост выручки
|
Рентабельность по валовой прибыли
|
|
Россия | 24% | 32% |
Китай | 24% | 42% |
США | 15% | 42% |
Бразилия | 15% | 41% |
Европа | 8% | 32% |
Безусловно, этот сектор становится наиболее инвестиционно привлекательным. Если раньше инвестиции свыше $20 млн считались скорее исключением из правил, то уже за I кв. 2012 г. было оформлено сделок более чем на $100 млн, из которых наиболее крупные: вложение в «Викимарт» ($30 млн от Tiger Global Management), и shoptime.ru ( $50 млн.). В 2011 году выручка ТОП-10 онлайновых и мультиканальных ритейлеров выросла в среднем в 2 раза.
Россия
|
Китай
|
США
|
Европа
|
Бразилия
|
|
Ритейл* | 12% | 15% | 8% | 8,40% | 14% |
Онлайн-торговля | 20% | 27% | 14% | 1,80% | 38% |
Non-food ритейл** | 13% | 17% | 10% | 1,90% | 12% |
** Non-food ритейл не включает продовольствие, продажи автомобилей, мотоциклов, бензина и автозапчастей
Теперь о конкретных направлениях российского рынка. Как уже отмечалось по итогам прошлого года, продовольственный ритейл замедляется (рост 12% против 15% годом ранее), непродовольственный – разгоняется. Non-food (без учета продаж автомобилей, мотоциклов, запчастей и бензина) в России в первом квартале этого года показал самые высокие результаты за последние три года, прибавив около 13% (уже с учетом инфляции). Причем лидируют предметы роскоши: в 1 кв. прошлого года направление «Ювелирные украшения и часы» выросло только на 2%, а в 1 кв. этого года – уже на 26%. Но более стабильно выглядит направление «Парфюмерия и косметика» – оно демонстрирует рост свыше 20% уже второй год подряд.
I кв. 2012 г. к I кв. 2011-го
|
I кв 2011 г. к I кв 2010-го
|
Общемировой показатель,
I кв. 2012 г. |
|
Ювелирные украшения и часы | 26% | 2% | 12% |
Парфюмерия и косметика | 24% | 20% | 17% |
Товары для спорта и отдыха | 17% | 7% | |
Товары для детей | 15% | 17% | 10% |
Товары для дома и DIY | 15% | 13% | 4% |
БТиЭ | 14% | 12% | 18% |
Мебель | 13% | 10% | 2% |
Одежда и обувь | 10% | 10% | 15% |
Книги, газеты и журналы | 7% | 14% |
Источник: ЦСИ ENTER
Парфюмерия, кроме того, является еще и одной из самых рентабельных категорий. Красота – страшная сила. А вот продукты питания и товары для повседневных нужд (FCMG) плетутся почти в самом конце.
мировой ритейл, данные за I кв. 2012 года
Онлайн-сервисы | 68% |
Парфюмерия и косметика | 47% |
Одежда и обувь | 43% |
Мебель | 42% |
Товары для детей | 42% |
Ювелирные украшения и часы | 37% |
Товары для дома и DIY | 34% |
БТиЭ | 26% |
FMCG | 25% |
Смешанный ассортимент | 23% |
Источник: ЦСИ ENTER
Источник: slon.ru