Slon.ru 11 сентября 2012 г.

Самый динамично растущий и успешный бизнес в сфере торговли можно построить, сделав ставку на онлайн, парфюмерию или ювелирку, – такой вывод можно сделать из исследования финансовых результатов международных и российских ритейлеров, опубликованного «Центром стратегических исследований (ЦСИ) ENTER».


Начнем с приятной новости. Россия наравне с Китаем является лидером по приросту выручки у крупнейших ритейлеров, правда, уступает ему по показателю рентабельности валовой прибыли, которая в Китае составляет 42%, а у нас – 32% (аналогичный показатель в Европе). На это мог повлиять тот факт, что в Китае присутствуют многие международные ритейлеры, которые пока предпочитают обходить российский рынок – например, Carrefour и WalMart. В крупных компаниях, как правило, более совершенные бизнес-модели, хотя не исключено, что свою роль сыграли и другие факторы, например, конкуренция и покупательская способность.

Показатели деятельности компаний мирового ритейла по регионам (I квартал 2012 года)

Прирост выручки
Рентабельность по валовой прибыли
Россия 24% 32%
Китай 24% 42%
США 15% 42%
Бразилия 15% 41%
Европа 8% 32%
Источник: ЦСИ ENTER 

Основной современный тренд – рост онлайн торговли, которой вот-вот должен покориться сектор продуктов питания и товаров для повседневных нужд. Например, по последним данным Nielsen, количество людей, готовых покупать в онлайн-магазинах продукты питания, выросло за последние два года почти в полтора раза. Данные ENTER на этот счет тоже не удивляют – онлайн-торговля растет более динамично, чем обычный ритейл, везде, кроме Европы. По официальным данным, за последний год она прибавила там рекордно мало – 1,8%. Лидером роста e-commerce является Бразилия, где сектор прибавил почти 40%, далее идут Китай (27%), а уже потом Россия (20%). Кстати, именно онлайн-торговля позволяет России и Китаю поддерживать общий высокий показатель рентабельности: как отмечают специалисты ENTER, без онлайн-сервисов компании из Китая и России пока еще уступают по уровню рентабельности валовой прибыли как американским и европейским компаниям, так и компаниям других стран БРИК.

Безусловно, этот сектор становится наиболее инвестиционно привлекательным. Если раньше инвестиции свыше $20 млн считались скорее исключением из правил, то уже за I кв. 2012 г. было оформлено сделок более чем на $100 млн, из которых наиболее крупные: вложение в «Викимарт» ($30 млн от Tiger Global Management), и shoptime.ru ( $50 млн.). В 2011 году выручка ТОП-10 онлайновых и мультиканальных ритейлеров выросла в среднем в 2 раза.

Прирост продаж в I кв. 2012 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года по сегментам в разных регионах

Россия
Китай
США
Европа
Бразилия
Ритейл* 12% 15% 8% 8,40% 14%
Онлайн-торговля 20% 27% 14% 1,80% 38%
Non-food ритейл** 13% 17% 10% 1,90% 12%
* Оборот ритейла, включая продовольственные товары, без учета продаж автомобилей, мотоциклов и автозапчастей 
** Non-food ритейл не включает продовольствие, продажи автомобилей, мотоциклов, бензина и автозапчастей
  


Теперь о конкретных направлениях российского рынка. Как уже отмечалось по итогам прошлого года, продовольственный ритейл замедляется (рост 12% против 15% годом ранее), непродовольственный – разгоняется. Non-food (без учета продаж автомобилей, мотоциклов, запчастей и бензина) в России в первом квартале этого года показал самые высокие результаты за последние три года, прибавив около 13% (уже с учетом инфляции). Причем лидируют предметы роскоши: в 1 кв. прошлого года направление «Ювелирные украшения и часы» выросло только на 2%, а в 1 кв. этого года – уже на 26%. Но более стабильно выглядит направление «Парфюмерия и косметика» – оно демонстрирует рост свыше 20% уже второй год подряд.

Категории-лидеры по темпам роста продаж в России

 


I кв. 2012 г. к I кв. 2011-го
I кв 2011 г. к I кв 2010-го
Общемировой показатель, 
I кв. 2012 г. 
Ювелирные украшения и часы 26% 2% 12%
Парфюмерия и косметика 24% 20% 17%
Товары для спорта и отдыха 17% 7%
Товары для детей 15% 17% 10%
Товары для дома и DIY 15% 13% 4%
БТиЭ 14% 12% 18%
Мебель 13% 10% 2%
Одежда и обувь 10% 10% 15%
Книги, газеты и журналы 7% 14%

Источник: ЦСИ ENTER 


Парфюмерия, кроме того, является еще и одной из самых рентабельных категорий. Красота – страшная сила. А вот продукты питания и товары для повседневных нужд (FCMG) плетутся почти в самом конце. 

Категории-лидеры по рентабельности 
мировой ритейл, данные за I кв. 2012 года

 

Онлайн-сервисы 68%
Парфюмерия и косметика 47%
Одежда и обувь 43%
Мебель 42%
Товары для детей 42%
Ювелирные украшения и часы 37%
Товары для дома и DIY 34%
БТиЭ 26%
FMCG 25%
Смешанный ассортимент 23%

Источник: ЦСИ ENTER


Источник: slon.ru